Образ Емельяна Пугачева




НазваниеОбраз Емельяна Пугачева
Дата конвертации21.07.2013
Размер53.5 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Образ Емельяна Пугачева.

Историческая правда и художественный вымысел.

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Тип занятия - урок комплексного применения знаний.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ", выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

2. А.С. Пушкин "История Пугачева".

3. М.Цветаева "Пушкин и Пугачев"

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.



Или волк, или человек; добрый человек; дорожный; мужичок; посажённый отец; бродяга; собака; разбойник – все эти слова звучат во второй главе «Капитанской дочки» и обращены к одному человеку. Имя его ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Петра Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строиться личность масштабная и противоречивая.

Тема сегодняшнего урока «Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел».

Цели…

В исследовании образа Пугачёва мы пойдём путём Пушкина. А как он работал над этим образом?

Конечно, он изучал документы.


II. Изучение нового материала.

  1. Вот и мы начнём с исторического материала. Каждая из групп сейчас изучит один из исторических материалов. Свои выводы о характере Пугачёва, а может быть и о соответствии исторического образа литературному сообщите через семь минут.

Групповая работа. Изучение документальных источников.

  1. Выступление обучающихся. Выводы.



  1. Работа по группам (10 минут):

  • Литературоведы – изучают приёмы создания образа Пугачёва, развитие его в романе.

  • Лингвисты – анализируют речевую характеристику Пугачёва; работают со словарными статьями.

  • Искусствоведы изучают портреты Пугачёва, делают выводы.

  • Практики работают с текстом произведения.

  • Аналитики обобщают всё сказанное нами сегодня, готовят выводы урока.



  1. Представление результатов работы по группам:

  • Итак, первая встреча с Пугачёвым (пересказ сцены метели).

  • Работа с понятием «художественный образ» - образ метели.

  • Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошел
    в горницу, прочитайте их диалог:

«— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.

— Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.

— Что, брат, прозяб?

— Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д.

Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.)

  • Роль сна в раскрытии идеи.

К этому сну мы будем обращаться неоднократно, т.к. он пророческий.

  • Как характеризует Пугачёва «воровской разговор»? – выступление лингвистов.

Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.)

  • Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину1 денег на водку, а затем, когда прижимистый Савельич, верный страж барского добра, возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.)

  • Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!.. Ты видишь, что дитя не
    смыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)


Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу. Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас путников, но и они подвезли его, одиноко бредущего, плохо одетого, к умету. Да и не налезает юношеский тулуп на «окаянные плечища».


  • А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...». Он кое-как умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «...Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)

  • Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. И помог
    этому, по контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного — «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат». «Две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благодарности Гринева не просто благодарность.
    Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунственно».)'

  • Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)2




  • Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием же.)

  • Выступление искусствоведов.



  1. Подведение итогов урока.



Лингвисты


Литературоведы


Искусствоведы


Практики


Аналитики

1 Полтина - то же, что полтинник (50 копеек). См.: Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1983. С. 270.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ Емельяна Пугачева iconОбраз Емельяна Пугачева в истории и художественной литературе /опыт историко-художественного анализа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в истории и художественной литературе /опыт историко-художественного анализа повести А. С. Пушкина...

Образ Емельяна Пугачева iconНазвание памятника
Памятное место, где в 1773 г находилась ставка руководителя Крестьянской войны Емельяна Пугачева

Образ Емельяна Пугачева iconУрок по литературе в 9б классе
Цель урока: не только осудить или оправдать Емельяна Пугачева, но и в ходе процесса раскрыть облик главных персонажей повести, оценить...

Образ Емельяна Пугачева iconМузыкальный образ
В нашем сознание создается законченный образ – переживаний, состояние характера, образ душевного образа человека. Исторический образ-...

Образ Емельяна Пугачева icon* пишущий привод (подробнее тут) с возможностью выставлять booktype для болванок dvd+r dl в dvd-rom (подробнее тут)
Обычно он состоит из двух файлов iso и dvd. Если у вас образ с расширением nrg, то такой образ ни в коем случае нельзя записывать...

Образ Емельяна Пугачева icon21. Пифагор и пифагореизм. Образ жизни и мировоззрение
Разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, развивали память. Их образ жизни имел мировоззренческие основания он вытекал...

Образ Емельяна Пугачева iconМоя дипломная работа посвящена поиску образа мантиса в произведениях древнегреческих писателей Геродота и Софокла. В прошлой работе я рассматривала образ
Лей. В нынешней работе я буду описывать более древний образ – образ мантиса. Мантис, или пророк, боле древнее представление философа....

Образ Емельяна Пугачева iconЭтой работы имеет название ”Образ чехов и Чехии в современных российских масс-медия”. Здесь будет проведена попытка изобразить не только внешний, но при возможности и внутренний, образ чехов и Чехии. Основная часть использованных материалов была взята с Интернет-ресурсов, с различных русскоязычных ф
Исторический образ Чехии на примере отношений Чехословакии и русских эмигрантов в 20 годах ХХ века 7

Образ Емельяна Пугачева iconУрок Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ человека»
Оборудование: альбом, карандаш, резинка, краски, вода, фотографии скульптур Мирона, Поликлета, Фидия

Образ Емельяна Пугачева iconТема: Образ ветра в искусстве
Цель: Рассмотреть образ ветра в произведениях искусства: литературе ( поэзии), живописи, музыке

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©zkola.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница